ЗВОНИТЕ!

Экономия – это способ тратить деньги безо всякого удовольствия.

Салакру Арман

Коммуникабельный, не значит болтливый!
29.03.2013 12:51

Словарь по общественным наукам трактует коммуникабельность как способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей. Из этого определения следует, что она не ограничивается одной лишь общительностью, а означает умение выстроить конструктивный диалог как в письменной, так и в устной форме практически с любым человеком. Однако это вовсе не подразумевает панибратское общение, о чем всегда следует помнить в процессе составления резюме и беседы с работодателем.

Коммуникабельность

 

Что понимают под коммуникабельностью?

Это личное качество, необходимое каждому человеку для достижения успеха в жизни. Для специалистов по пиару, менеджеров по продажам, работников сферы услуг, HR-специалистов умение находить общий язык, быстро менять линию поведения и настраиваться на одну волну с абсолютно разными людьми является частью профессиональных компетенций.

При найме, большинство работодателей не обращают внимания на список личных качеств в резюме, но в то же время отсутствие этой формальной строчки может насторожить работодателя и вызвать подозрение, что у соискателя есть проблемы в общении с людьми.

Письменная коммуникабельность

HR-ы в первую очередь обращают внимание на грамматические и стилистические ошибки в тексте. Опечатки видны сразу и отделить от них ошибки как таковые не составляет труда. Наличие в резюме кандидата грубых ошибок, это повод задуматься о прекращении его дальнейшего рассмотрения.

Второй показатель – насколько структурированно, четко и полно кандидат составил резюме, как описал свой опыт, функциональные обязанности и достижения. Но не стоит излишне углубляться в детали, так как это может сыграть не в вашу пользу, сфокусироваться нужно на наиболее важных моментах в своей профессиональной карьере, четко и лаконично описать опыт работы.

Устная коммуникабельность

Проверяется при личном собеседовании и частично в процессе телефонного интервью. Существует несколько критериев, по которым сотрудники кадровых служб оценивают этот вид коммуникабельности:

  • Умение четко излагать свои мысли.

Логичность и структурированность речи – это то, что в первую очередь характеризует человека, обладающего навыками устной коммуникабельности. С целью проверки этого качестве эйчары нередко задают вопросы, которые требуют развернутого ответа, но ни в коем случае не «растекания по древу». «Быть коммуникабельным» вовсе не означает «говорить без остановки», наоборот, лучше всего действовать по принципу «краткость – сестра таланта». Например, отвечая на вопрос: «Расскажите, пожалуйста, немного о себе», кандидату не стоит пускаться в пространное рассуждение, пересказывая всю информацию, содержащуюся в резюме. Выше всего оценивается краткий (2–4 минуты), логично выстроенный рассказ о себе как о профессионале в определенной области.

  • Адекватность.

По мнению кадровых консультантов, главный показатель при оценке личности кандидата – его адекватное, в какой-то степени критичное, отношение к себе и к окружающим. Панибратское обращение и переход с первых минут разговора на «ты» вовсе не свидетельствует о вашей коммуникабельности, а скорее отражает отсутствие навыков профессионального общения. Так же не следует навязывать HR-у собственный план беседы или демонстрировать собственное превосходство (касается больших руководителей), специалист службы подбора не ваш подчиненный, по крайней мере пока, и от его "нравится/не нравится" будет зависеть ваше трудоустройство.

  • Умение слушать.
Собеседники, не слышащие и не слушающие друг друга, не смогут вести конструктивную беседу. Беспрестанно говорящий человек, не внимающий замечаниям и просьбам оппонента, не способен прийти к взаимопониманию со своим собеседником. В результате эффективность такого диалога уверенно стремится к нулю.
  • Умение расположить к себе собеседника.

Коммуникабельный человек, как правило, обладает способностью расположить к себе собеседника в процессе общения, хорошо владеет собой и своим голосом. С помощью различных психологических приемов он способен удерживать внимание оппонента и по интонации распознавать его реакцию на те или иные вопросы, вовремя изменять свою линию поведения, чтобы быть с ним на одной волне.

Коммуникабельность необходима, но недостаточна

При всей значимости коммуникабельности следует заметить, что она не должна быть тем флагом, с которым соискатель будет «брать на абордаж» желаемую должность. Конечно, для менеджеров по продажам это одно из самых важных профессиональных качеств. Особое значение для них имеет устная коммуникабельность, позволяющая выстроить диалог и достичь взаимопонимания с любым партнером или клиентом. Но есть и такие профессии, казалось бы, подразумевающие хорошую способность контактировать с людьми, где даже недостаточно общительный человек все равно может стать прекрасным специалистом. Так, Александр М., которому очень тяжело дается личностное общение, является сейчас штатным журналистом одного достаточно известного печатного издания. Однако на статьях, выходящих из-под его пера, его «комплекс» никак не отражается – он пишет хорошие обзоры рынков и аналитические материалы, взаимодействуя с экспертами посредством электронной почты и стараясь таким образом свести непосредственный контакт к минимуму. Отсутствие навыков устной коммуникабельности восполняется его аналитическими способностями, дедуктивным мышлением и превосходным владением культурой письменной речи.

При подготовке к собеседованию с работодателем, будь то общение по телефону, встреча с рекрутером из кадрового агентства или личное общение с представителем кадровой службы компании, попытайтесь проанализировать свои слабые и сильные стороны, будьте готовы продемонстрировать работодателю все те личные качества, которые были указаны в вашем резюме. Если вы не уверены в себе из-за отсутствия у вас одного из двух видов коммуникабельности, можно пройти соответствующие тренинги, чтобы восполнить этот пробел.