EQ и эффективность работы
При создании некоторых моделей лидерских навыков психологи обычно просили ведущих менеджеров компаний определить, какие способности отличают наиболее выдающихся лидеров организации, чтобы узнать обобщенное мнение "группы экспертов". В других случаях использовался более точный метод: аналитики просили ведущих менеджеров применить объективные критерии (например, рентабельность подразделения), чтобы выделить лучших из высшего руководства организаций. Затем с избранными проводились подробные беседы. Эти руководители проходили все необходимые тесты, и их способности методически сравнивались с целью вычленить те качества, что отвечают за "звездность" лидера.

Какой бы метод ни использовался, в результате составлялся перечень качеств, отличающих высокоэффективных лидеров от середнячков. Размеры таких перечней сильно варьировали: от горстки основных навыков до солидного списка из пятнадцати и более качеств, таких как инициативность, навыки командной работы и способность к сопереживанию (эмпатия).

Анализ не одной сотни таких моделей привел к впечатляющему результату. Без сомнения, в какой-то степени исключительную успешность лидера определял именно его интеллект; причем особенно важными оказались когнитивные навыки - широкий умственный кругозор и способность к предвидению. Но при подсчете соотношения между специальными знаниями и чисто когнитивными способностями (которые иногда заменяют ряд показателей уровня умственного развития, IQ) выдающихся лидеров, с одной стороны, и их эмоциональным интеллектом, с другой, выяснилось следующее. Чем более высокий уровень управления рассматривался, тем более значительную роль играли способности, связанные с эмоциональным интеллектом, тогда как различия в функциональных навыках были не столь важны.

Другими словами, чем выше был ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта было заложено в фундамент их успеха. При сопоставлении выдающихся представителей топ-менеджмента с середнячками, занимающими посты такого же уровня, оказалось, что около 85% различий в их эффективности можно приписать факторам эмоционального интеллекта, а не когнитивным способностям, не специализации [2].

Одна из причин этого явления связана с интеллектуальными требованиями, которым должны соответствовать лидеры, чтобы добиться определенных высот. Например, для того чтобы получить такую престижную степень, как МВА, требуется IQ не ниже 110-120 [3]. Таким образом, чтобы взойти на олимп менеджмента, необходимо пройти отбор по уровню умственного развития, а уже среди тех, кто вошел в этот круг, наблюдается весьма незначительный разброс значений этого коэффициента. С другой стороны, когда дело касается эмоционального интеллекта, систематический отбор практически отсутствует, и поэтому в среде руководителей наблюдается большой разброс в значениях этого параметра. В связи с этим соответствующие способности имеют существенно большее значение, чем IQ, и становятся определяющими, когда дело касается исключительных лидерских достижений [4].

Хотя точное соотношение эмоционального интеллекта и когнитивных способностей зависит от методов их измерения и конкретных требований той или иной организации, наш опыт показывает, что в способностях, отличающих выдающихся лидеров от середнячков, 80-90% - а иногда и больше - составляют навыки эмоционального интеллекта.Конечно, чисто когнитивные способности, такие как специальные технические навыки, тоже проявляются в таких исследованиях, но лишь как умения, без которых невозможно выполнять среднюю работу. Хотя каждой организации есть свои особенности, тем не менее везде навыки эмоционального интеллекта составляют подавляющее большинство важнейших отличительных черт лидера [5]. Однако когда определяется вклад конкретных навыков в эффективность лидеров, роль когнитивных особенностей иногда оказывается довольно высокой, в зависимости от типа используемой модели.

Чтобы получить представление о практическом значении таких способностей для бизнеса, рассмотрим вклад различных сотрудников в прибыль одной крупной аудиторской фирмы. Как оказалось, партнер, неплохо владеющий навыками самоконтроля, приносил компании прибыль, на 78% превышавшую вклад партнеров, не имеющих таких способностей. Подобным же образом, сотрудники, чьей сильной стороной являлись социальные навыки, приносили фирме прибыль на 110% выше, чем все прочие, а те, кто великолепно владел навыками самоконтроля, принесли организации колоссальную (390%) добавочную прибыль - в данном случае дополнительно 1 465 000 долл. за год.

А вот сильное аналитическое мышление сотрудников принесло компании только 50% дополнительной прибыли. Таким образом, хотя чисто когнитивные способности и помогают добиться коммерческого успеха, навыки эмоционального интеллекта способствуют ему значительно больше [6].

  1. Модели лидерских навыков: Когда применяется грамотный подход к исследованию этих навыков, то используется методология, которая позволяет выявить конкретные особенности, отличающие выдающихся представителей от середнячков, как описано в Lyle Spencer and Signe Spencer, Competence at Work (New York: Wiley, 1993). Выполненный Дэниелом Гоулманом анализ этих исследований излагается в его книге: Daniel Goleman, Working with Emotional Intelligence (New York: Bantam Books, 1998).

  2. Эмоциональный интеллект выдающихся лидеров: См. Daniel Goleman, "Emotional Intelligence: A Theory of Perfomance" в The Emotionally Intelligent Workplace, eds. Cary Cherniss and Daniel Goleman (San Francisco: Jossey-Bass, 2001).

  3. Уровни IQ: Spencer and Spencer, Competence at Work.

  4. Эмоциональный интеллект и умственное развитие: Эти результаты не отражают действительной корреляции между эмоциональным интеллектом и коэффициентом умственного развития (IQ), способной колебаться от нуля до умеренно положительных значений в зависимости от используемых методов измерения (согласно сообщениям Рейвена Бар-Она и Джона Майера на конференции по эмоциональному интеллекту, проходившей в Лондоне 18 мая 2000 г.). Однако приведенные данные основаны не на самом строгом методе изучения: последний потребовал бы привлечения людей со всеми возможными степенями умственного развития - от умственно отсталых до гениальных. Но подобное исследование имеет лишь академический интерес, когда дело касается лидерства. Как правило, лидеры, особенно те, кто занимает руководящие позиции, требующие высокой квалификации и специальных знаний, демонстрируют относительно высокий IQ (проходят специальный образовательный барьер, который необходимо преодолеть желающим сделать карьеру). Соответственно, имея дело исключительно с людьми с высоким IQ, организации должны принимать решения об относительной значимости эмоционального интеллекта и умственного развития, когда речь идет о найме, подготовке преемников на ответственные посты и развитии лидерских навыков.

  5. Выдающихся лидеров отличают навыки эмоционального интеллекта: Lyle Spencer "The Economic Value of Emotional Intelligence Competencies and EIC-Based HR Programs" в The Emotionally Intelligent Workplace.

  6. Дополнительная прибыль: Richard Boyatzis, Daniel Goleman, and Kenneth Rhee, "Clustering Competencies in Emotional Intelligence: Insights from the Emotional Competence Inventory" в The Handbook of Emotional Intelligence, eds. Reuven Bar-On and James D.Parker (San Francisco: Jossey-Bass, 2000), 343-362

 

Из книги: Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе
эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.263-265
Обновлено 22.12.2010 16:55